Венецианская жемчужина

6+

Музыкальный руководитель Михайловского театра Алевтина Иоффе готовится представить публике серию театрализованных концертов в залах Эрмитажа. 20 октября в Эрмитажном театре состоится концерт, в программу которого войдут сочинения Антонио Вивальди и Игоря Стравинского.

«Музыка барокко и её метаморфозы» - так Алевтина Иоффе определяет смысловой стержень программы. Соединение двух столь разных имен – и разных эпох! – в одной программе лишь на первый взгляд покажется странным. В творчестве «Рыжего священника» - так называли Вивальди соседи-венецианцы – современники ценили яркую музыкальную образность, захватывающий драматизм, изысканную инструментовку. «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку возглас гражданина мира», - писали о композиторе, прославившемся на всю Европу своей творческой неутомимостью. Второе рождение музыка великого венецианца пережила в начале ХХ века, когда было собрано и систематизировано его богатейшее творческое наследие. К слову, Игорь Стравинский отзывался о Вивальди без особого пиетета; по его словам, «Вивальди четыреста раз написал один и тот же концерт». Гению извинительна такая прямота, и правильнее было бы сказать не четыреста, а семьсот. Важнее другое: сам Стравинский вдохнул новую жизнь в стилистические приемы барокко. Он называл обращение к наследию предшественников «ремонтом старых кораблей». Его балет «Пульчинелла» создан на основе музыки итальянского композитора Джованни Перголези, современника Вивальди. Пульчинелла - главный персонаж, комичный на вид, переживает поток любовных перипетий, но оставляет всех соперников в дураках и выходит победителем. Согласно недавним изысканиям, в «Пульчинелле» использована не только музыка Перголези. «Concerti Armonici», заимствованные Стравинским у Перголези, имеют другое авторство. Их написал голландский дворянин Унико Виллем, граф ван Вассенар Обдам, который являлся дипломатом, а вероятнее, даже шпионом, и вследствие этого не мог афишировать своё имя. Так или иначе, балет, поставленный Леонидом Мясиным для «Русского балета Дягилева», имел успех. В программе эрмитажного концерта прозвучит музыка Стравинского к балету. Творчество Антонио Вивальди будет представлено знаменитым концертом «Времена года» и фрагментами оперы «Баязет» и кантаты «Глория».

Дирижёр — Алевтина Иоффе

I отделение

Антонио Вивальди
«Весна» из цикла «Времена года»
Дуэт «Laudamus te...» из кантаты «Глория»
«Зима» из цикла «Времена года»
Ария Ирэны «Sposa son disprezzata...» из оперы Вивальди «Баязет»
«Осень» из цикла «Времена года»
Дуэт «Domine Deus...» из кантаты «Глория»
«Лето» из цикла «Времена года»
Ария Вагуса «Armatae face et anguibus...» из оратории «Торжествующая Юдифь»

II отделение
Игорь Фёдорович Стравинский
«Пульчинелла»

 

Подробнее

Афиша ближайших событий