История с биографией. «Баядерка»

«Баядерка» — долгожительница в балетном мире, но с годами она скорее молодеет, чем старится. На протяжении полутора веков последователи Мариуса Петипа вливали «жизненные силы» в одно из лучших творений великого хореографа. Начо Дуато готовится представить свою постановку, сохраняя уважение к традиции. Мы собрали 10 фактов о сценической судьбе «Баядерки» для тех, кто собирается на премьеру.

«Баядерка» — один из самых популярных балетов из «золотого фонда» русской классики. Премьера спектакля на музыку Людвига Минкуса в постановке Мариуса Петипа состоялась в 1877 году. Танцевальным языком в нем рассказана история любви знатного индийского воина и храмовой танцовщицы — им не удается соединиться на земле, но они находят друг друга в царстве духов. В балете органично смешались представления об экзотической Индии — стране факиров и магараджей — и возвышенная поэзия классического танца.

Задумывая «Баядерку», Мариус Петипа частично опирался на сочинение своего старшего брата Люсьена — балет «Шакунтала» по либретто Теофиля Готье. В частности, имена героев — Гамзатти, Дугманта, Магдавея — заимствованы оттуда. Однако «Баядерка» на русской императорской сцене родилась как совершенно самостоятельное произведение. Фоном для любовного треугольника служили торжественные выходы жрецов, пряные восточные танцы, бутафорские тигры и слоны. Но не они стали залогом долгой сценической жизни балета, а его гениальная хореографическая кульминация — картина «Тени», образец чарующей гармонии.

На премьере главную партию — Никию — танцевала любимая балерина Петипа Екатерина Вазем. В дальнейшем хореограф неоднократно возобновлял балет, последний раз в 1900-м году для Матильды Кшесинской. Размеры сцены Мариинского театра, куда петербургский балет переехал из обветшавшего Большого (Каменного) театра, были меньше, к этому времени число танцовщиц в картине «Тени» от первоначальных 64 сократилось до 32.

В послереволюционном Петрограде балет продолжил свою историю. В 1920 году «Баядерку» возобновили для Ольги Спесивцевой. Но к концу 1920-х, когда Никию танцевала Марина Семенова, спектакль «похудел» на один акт — вместо четырех осталось три. Есть легенда, что во время наводнения 1924 года погибли декорации финальной картины, которая представляла собой сцену «гнева богов». Первоначально балет заканчивался разрушением дворца, где все было готово для свадьбы Солора и Гамзатти — таково было возмездие за клятвопреступление. С утратой уникальных декораций, созданных сценографами императорских театров, исчезла драматургическая и танцевальная развязка, с этого времени балет заканчивается «поэтическим многоточием», романтической неопределенностью.

В 1941 году в театре имени С. М. Кирова Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани представили новую редакцию «Баядерки», в которой трехактная структура была закреплена. Хореографию дополнили новыми номерами, развернутую танцевальную партию получил Солор, свадебное па-д’аксьон заменило празднование дня рождения Гамзатти. Премьеру в феврале танцевали Наталья Дудинская и Вахтанг Чабукиани, спектакль с участием Галины Улановой состоялся 22 июня 1941 года. Версия Пономарева-Чабукиани стала ключевой для сценической судьбы «Баядерки» во второй половине ХХ века. Позднее в спектакль органично вошел танец Золотого Божка в постановке Николая Зубковского.

В течение многих десятилетий «Баядерка» оставалась по преимуществу «ленинградским» балетом. Из-за сложной сценографии ее никогда не показывали на зарубежных гастролях. На Западе о ней узнали в 1980-м, когда знаменитая балерина Наталья Макарова, «беглянка-невозвращенка», находившаяся тогда на пике славы, отважилась поставить «Баядерку» в Американском театре балета. По ее словам, ее версия рождалась «благодаря памяти, исследованиям и воображению». Неведомый на Западе шедевр Мариуса Петипа в целом сохранил драматургическую полноту, и сегодня этот вариант остается самым распространенным на мировой балетной сцене.

«Баядерка» стала последней постановкой Рудольфа Нуреева в Парижской Опере. Сценографию балета доверили знаменитому итальянскому художнику Эцио Фриджерио, преданной ассистенткой хореографа была Нинелла Кургапкина. По случаю премьеры тяжело больной танцовщик в последний раз выступил перед публикой 8 октября 1992 года.

В Мариинском театре в 2002 году Сергей Вихарев вновь возродил «Баядерку» «по Петипа» — в четырех актах, с «гневом богов». Специалисты отдали должное его кропотливой работе, которую можно сравнить с реставрацией старинного живописного полотна, где утрачена часть красочного слоя. Но спектакль недолго оставался в репертуаре — публика настаивала на возвращении привычной трехактной версии.

В репертуаре Михайловского театра старинный балет впервые появился в 2000 году в редакции Николая Боярчикова. В 2012 году его сценическая история продолжилась постановкой Михаила Мессерера, который бережно воссоздал версию Пономарева-Чабукиани. Балетмейстер убежден, что именно их работа влила в «Баядерку» жизненные силы, без которых спектакль не дожил бы до наших дней.

Начо Дуато создает свою версию балета, оставляя в неприкосновенности гениальные хореографические фрагменты, созданные Мариусом Петипа и его последователями, сохранившими «Баядерку» для новых поколений. Его цель — поставить спектакль живой, трогающий, заставляющий сопереживать. Он намерен сделать перипетии сюжета более выпуклыми и рельефными, действие — более напряженным. Ритуалы, шествия, характерные танцы хореограф поставит, сохраняя ориентальный дух и индусскую экзотику.

Источник: mikhailovsky.ru (Михайловский театр)

Билеты на премьеру балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато по ссылке